25 марта - 191 год со дня рождения выдающегося религиозного деятеля, педагога и просветителя Зайнуллы Ишан хазрата Расулева.
Наверное, чтобы понять и осознать степень и роль шейха Зайнуллы хазрата Расулева в образовании и наставничестве, достаточно того факта, что медресе Расулия названо в честь его фамилии. Затрагивая вопрос образовательной деятельности шейха Зайнуллы Расулева, первое что стоит упомянуть, это то, что он был сторонником джадидитской системы образования, был реформатором и новатором. По этой причине в учебную программу медресе Расулия были включены не только религиозные дисциплины, такие как акыда, фикх, ахляк, сира, тафсир, хадис и другие, но и светские предметы. Это: история, математика, география, физика, химия, педагогика, этика, татарская литература, естествознание, русский язык и т.д.
В целом, обучение в медресе Расулия длилось 11 лет, из которых 4 года отводились базовой подготовке шакирдов при мактабе и уже 7 лет студенты обучились в самом медресе. Из новаторских решений шейха Зайнуллы Расулева также было введение в медресе классно-урочной системы, примерно спустя 5 лет после открытия медресе.
Как можно заметить, шейх Зайнулла Расулев с самого начала своей образовательной деятельности занялся реформами и искал новаторские решения для выстраивания более успешного и эффективного процесса обучения в медресе Расулия. Но существенные реформы в образовании пришлись на середину 1890-годов. Одним из ярких преобразований того периода является введение звукового способа обучения грамоте, который был позаимствован в медресе города Бахчисарай, куда шейх Зайнулла Расулев отправил двух преподавателей Расулия на стажировку.
Усилия Зайнуллы хазрата Расулева, его активная жизненная позиция, его убежденность в необходимости проведения реформ в образовании очень скоро принесли свои плоды. Так, если в 1890-е годы количество обучающихся насчитывалось более 200, то к 1900 году их количество приблизилось к 400-стам. В результате, медресе при пятой троицкой соборной мечети стало одним из ведущих учебных заведений России, куда стремилась жаждущая знаний молодежь не только Южного Урала, но и всего Поволжья, Башкортостана, Казахстана и Кавказа.