Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

История

Из истории медресе "Расулия"

Медресе "Расулия" было открыто в г. Троицке в 1883 году при Соборной мечети на средства казахского купца И. Алтынсарина.

rasylovskie_chteniya_01.jpg

Медресе основано великим религиозным деятелем, просветителем, шейхом суфийского братства Накшбандийа-Халидийа Зайнуллой Расулевым и получило его имя.


Учебное заведение находилось в введении Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) - ЦДУМ России. Содержалось на частные пожертвования мусульманского населения и самого Расулева.

Зайнулла Расулев, возглавив приход Соборной мечети г.Троицка, сразу приступил к реформированию медресе.

Он ввел звуковой метод обучения, классно-урочную систему, преподавание ряда светских дисциплин, таких, как: алгебра, астрономия, литература, история, физика, химия, русский, арабский языки и др.

С весны 1903 по осень 1905 года на деньги меценатов, в том числе и самого Расулева, было построено новое двухэтажное здание медресе, а также хозяйственные постройки. Кроме классов, в учебном корпусе имелась библиотека с большим количеством книг. На первом этаже пансионата, построенного в 1905 году,   размещалась столовая с кухней, на втором - жилые комнаты для шакирдов и преподавателей.

В глубине двора располагался вишневый сад. Еще до революции 1917 года медресе и квартиры преподавателей были телефонизированы и имели электрическое освещение, электричество вырабатывали дизельные генераторы, закупленные в Германии. При медресе была устроена учебная мастерская, оснащенная станками. В 1903 году при медресе была открыта типография, где печатались буквари, религиозные книги, мусульманские календари и художественная литература.

Медресе "Расулия" готовило молодых людей в имамы и выпускала мугаллимов (преподавателей) для начальных мусульманских училищ.

"Расулия" являлась учебным заведением смешанного типа, сочетавшем кадимистские (старые) и джадидистские (новые) методы обучения, то есть традиции и новаторство.

image003.jpg Многие шакирды "Расулии" увлекались поэзией, музыкой и пением, ставили спектакли, участвовали в проводимых в городе "Восточных вечерах" (Шарык кичляре), летом собирали и записывали башкирские, казахские и татарские народные обряды и фольклор.


После 1905 года медресе "Расулия" вошло в число лучших джадидистских новометодных учебных заведений России.

Среди его преподавателей были такие выдающиеся представители культуры, религии и общественной деятельности, как: Сабир Хасани (Мухаммедсабир Хасанов), впоследствии известный религиозный деятель, депутат Госдумы II созыва; Гата Исхаки (Гатаулла Исхаков), известный музыкант, собиратель народных песен, издавший сборник нотных записей; талантливый скрипач Масалин Хамзин и др.

В 1913 году преподавателями медресе работало 13 человек. Количество шакирдов в конце XIX века насчитывало 400 человек. В "Расулие" учились выходцы из различных регионов России: Кавказа, Казахстана, Башкортостана, Татарстана, Сибири и Урала. Студентами медресе было создано "Научное общество" ("Жамгияте гыйльмия").

image004.png

В "Расулие" в разные годы учились - поэт Шафик Аминев - Тамьяни; языковед, доктор филологических наук, профессор Касим Ахмеров; историк Габдулбари Баттал; фольклорист Зиннат Валеев; поэт и журналист Акрам Галимов и др. Выпускниками "Расулии" были многие религиозные деятели - муфтий, председатель ЦДУМ/ ДУМЕС в 1936-1950 гг. Габдрахман Расулев (сын Зайнуллы Рсулева), муфтий, председатель ДУМЕС в 1951-1974 гг. Ш. Хиялетдинов и др. 

Медресе "Расулия" было закрыто в 1919 году.

Признанием значимости статуса троицкого медресе явилось Постановление Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года, по которому образование, полученное в дореволюционных учебных заведениях, приравнивалось к среднему специальному. В этом списке была и "Расулия", документ об ее окончании приравнивался к диплому педагогического техникума.

Медресе "Расулия" на рубеже XIX - XX веков было одним из самых передовых и признанных центров мусульманского образования в нашей стране и за рубежом, оставившее богатейшее духовное наследие, основные принципы уважения и любви, терпимости и миролюбия, высокой нравственности и гармоничного развития человека и общества. Эти базисные ценности и идеи, заложенные в основе традиционного Ислама, сегодня так же актуальны, как и много лет назад.